Помощь взрослому при социофобии в системном и стратегическом консультировании

Аннотация

Статья посвящена возникновению и развитию системного и стратегического подхода в психологии и психотерапии с примером терапевтического вмешательства при социофобии взрослого. Опираясь на исследования школы Пало-Альто, преобразованная впоследствии в Институт исследований психики  (Mental Research Institute, MRI, USA), на труды Нардонэ Дж. и Вацлавика П. и представителя MRI в России Кузина А.Ю., автором представлен случай из практики с кратким описанием методик с их успешным применением в индивидуальном консультировании.

 

В начале 50-х прошлого столетия, благодаря открытиям во многих областях науки, таких как физика, кибернетика, антропология, психология и др. возникло новое понимание действительности. Изменения в общей картине реальности позволило группе ученых во главе с Г. Бейтсоном в партнерстве с Д. Джексоном, на базе технологий клинической практики М. Эриксона разработать метод терапии, радикально отличавшийся от классической психотерапии того времени. В основе метода лежит нелинейное решение дисфункциональной коммуникации в семьях, рассматриваемых как система. В последствии, метод станет “фундаментальной предпосылкой стратегического подхода: “терапия должна приспосабливаться к пациенту, а не пациент к терапии”. (1; 111)

Метод доказал свое преимущество, став неисчерпаемым “источником” для развития “современных подходов в психотерапии”. (2) Теоретическая ценность системного стратегического подхода в том, что она не ограничивается гипотезой в себе, а делает акцент на корректирующий опыт “здесь-сейчас», который может стать началом глубоких изменений индивида и помогает вернуть его нормальную функциональность. “Как заметил Бейтсон (1984): «Наука – это способ восприятия, организации и осмысления наблюдаемого при построении субъективных теорий, ценность которых не является окончательной». (1; 41)

Системное стратегическое консультирование помогает решить проблемы при различных запросах, подтверждая свою надежность и результативность.

Далее рассмотрим случай работы с социофобией у взрослого человека. Социофобия или “социальное тревожное расстройство” в Международной классификации болезней определяется как психическое расстройство и расстройство поведения: “Боязнь пристального внимания со стороны других людей, ведущая к избеганию социальных ситуаций. Более глубокие социальные фобии связаны с низкой самооценкой и боязнью критики. Их присутствие проявляется в виде покраснения лица, дрожания рук, тошноты, постоянных позывов на мочеиспускание. Иногда больной убежден, что какое-либо из этих вторичных проявлений и составляет его основную проблему. Симптоматика может прогрессировать до приступов паники.”

На консультацию обратилась девушка 25 лет с жалобами на отсутствие желания идти на работу, в коллективе чувствует себя «белой вороной», на дискомфорт при приеме пищи «на глазах у посторонних». Так же беспокоит отсутствие друзей, «есть с кем общаться на работе, но мешает постоянно кажущееся неудобство», периодически переживаемое чувство одиночества, убежденность, что кроме близкого окружения никому не нужна.

В качестве способа решения проблемы было выбрано терапевтическое вмешательство при фобических расстройствах с предписаниями в краткосрочном системном и стратегическом подходе с применением методик НЛП для укрепления самооценки клиентки. В качестве дополнительных инструментов диагностики социофобии использовались следующие опросники:

Шкала социальной тревожности Либо­вица (Liebowitz, 1987),

Шкала страха негативной оценки (краткая версия) (Watson, Friend, 1969; Carleton et al.,2006)

1. «Обет молчания» – Нордоне Дж.

Согласно системному подходу, дисфункция индивида, как правило, поддерживается семейной системой. В данной ситуации супруг клиентки терпеливо выслушивал ее регулярные жалобы, оберегая ее спокойствие и чувство безопасности. Задача консультанта реструктурировать систему межличностных отношений поддерживающих фобию. С этой целью клиентке  объясняется, что ее проблема, как и любая другая, нуждается в помощи со стороны других, но подобная помощь скорее мешает справиться с проблемной ситуацией, и дается предписание прекратить говорить мужу о своей проблеме. Помощь в переосмыслении данного факта с последующей реализацией клиенткой «обета молчания» направляет «силу фобического расстройства» на отмену системной поддержки дисфункции. (2;163) В результате 1- го шага клиент парадоксальным образом принимает на себя ответственность и доверяется дальнейшей профессиональной помощи консультанта.

2. «Импринтинг» – Дилтс Р. (3)

3. «Реимпринтинг» -Дилтс Р. (3)

Методики направлены на обретение ресурсного состояния клиента, через последовательное исследование травмирующих событий, возникновения чувства « белой ворона», наполнение клиента ресурсами и изменение ограничивающих убеждений с целью повышения самооценки.

3. «Отличный слушатель» – Кузин А.Ю.

Задание заключалось, в том, чтобы научить клиента, как заметил Кузин А.Ю. (2021) «приближаться к людям эмоционально умно» через развитие навыка активного слушания, через умение слушать и поддержать беседу с ненавязчивой поддержкой собеседника.

4. «Дневник антрополога» – Нордоне Дж.

Консультантом предписывается ведение дневника  с регулярной записью подробных наблюдений  за коллегами с целью адаптации в рабочем коллективе.

Клиентка в течение 2-недель вела записи о своих коллегах: о том, кто что любит, кто во что одет, кто в каких состоит отношениях, у кого какие дети, питомцы и как их зовут и т.д. В процессе выполнения задания, фокус клиента смещается от себя на других, перенаправление внимания помогает снять акцент от зацикленности на своей проблеме.

5. «Фантазия страха» – Нардоне Дж., Вацлавик П.

Авторами предписания замечено, что мышление иногда алогично и следует парадоксу. В связи с этим тезисом, консультантом выдается парадоксальное предписание симптома, строго определенное во времени и заключается оно в сфокусированных фантазиях о самых устрашающих ситуациях. Сознательная провокация в процессе выполнения задания научит клиентку самостоятельному контролю и управлению тревожных состояний.

В итоге, предпринятые  действия в доверительном сотрудничестве со специалистом привели клиента к изменению собственной реальности и уверенности в успешном решении проблемы. Эффективность терапии была достигнута за 6 сессий.

Результативность  консультирования отмечалась по обратной связи клиентки по нескольким показателям:

 1. Оценка исхода терапии с применением метода шкалирования. Клиентка оценила свое состояние (основанное на описании сенсорных восприятий), с которым обратилась за помощью на «2», состояние в результате  на «10» из 10.

2. Значительное улучшение фиксировалось в ходе сессий и в конце консультирования: «я стала меньше делиться проблемной ситуацией, стала больше уделять внимание другим. Больше делая, получала больше результатов, это позитивно отражается  на моем настроении, уменьшилась самокритика».  Так же клиентка отметила пользу ведения «дневника антрополога»: «помогает мне лучше узнать коллег,  я стала более внимательной к другим».

3. Сохранение достигнутого результата во времени. Год спустя после терапии: «На работе мне стало интереснее, чем раньше. В коллективе стараюсь общаться сама, не жду общения. Подружилась с двумя коллегами, вместе участвуем в организации коллективных мероприятий». Клиентка с юмором оценила ранее беспокоящие страхи,  «еще я отпустила обиду и злость, стало больше сил, появились новые мечты и планы». Клиентка повысила свою квалификацию, в свободное время посещает групповые занятия танцами.

Социофобия сильно снижает качество жизни, мешая адаптации и развитию индивида. Вовремя замеченные симптомы и предпринятые действия специалиста могут предотвратить развитие заболевания, «изоляцию и инвалидизацию субъекта» (4), а также качественно улучшить образ его жизни. Метод и инструменты, описанные в данной работе, могут быть полезными в работе специалистов помогающих профессий в качестве альтернативного метода, а также значительно облегчить самочувствие отдельной личности, помочь в обучении и развитии в профессии, улучшить благополучие семьи и общества в целом.

Литература

1. Кузин А.Ю. Краткосрочный подход в семейном консультировании, 2017

https://cyberleninka.ru/article/n/kratkosrochnyy-podhod-v-semeynom-konsultirovanii/viewer

2. Нардонэ Дж., Вацлавик П. Искусство быстрых изменений, Издательство института психотерапии, 2006. – С.192.

3. Дилтс Р. Изменение убеждений с помощью НЛП, Независимая фирма «Класс», 1996.- С.44-53.

4.  Апробация «Шкала социальной тревожности Либовица» и «Шкала страха негативной оценки (краткая версия)», Национальный психологический журнал. – 2016. – № 1(21). – С. 31-44. http://npsyj.ru/articles/detail.php?article=6552